Жизнь въ природѣ. Бесѣда на Новый Годъ

Еще одинъ годъ безвозвратно канулъ въ таинственную бездну всепоглощающей вѣчности, и какъ ничтожны предъ этою вѣчностью тѣ немногіе годы, которые мы живемъ на Землѣ! Въ этомъ отношеніи людской родъ далеко не можетъ похвастаться предъ другими представителями органическаго міра. Среднюю норму продолжительности человѣческой жизни одинъ священный писатель опредѣлилъ въ 70 лѣтъ, а «если въ силахъ» — 80, затѣмъ слѣдуютъ «трудъ и болѣзнь». Но нынѣ весьма немногіе достигаютъ и этого возраста. При рожденіи мы получаемъ запасъ жизненной энергіи, которая можетъ быть истрачена въ различное время. Кто тратитъ этотъ капиталъ разумно и умѣренно, тому его хватаетъ на большее время, чѣмъ расточителю.

Кратковременность жизни давно уже занимала умы философовъ и всѣхъ людей. Поиски «жизненнаго эликсира» восходитъ до глубокой древности, но только недавно наука прочно установила нѣкоторые принципы продленія нашей жизни. Открытый нынѣ эликсиръ не представляетъ ничего необычайнаго: онъ состоитъ лишь въ правилѣ жить разумно и гигіенично, не расточать капитала жизни, получаемаго нами при рожденіи. Однако, это правило слишкомъ прозаично и вовсе не ново, хотя только нынѣ научно установлено. Но человѣкъ ужъ такъ устроенъ, что ему непремѣнно хочется чего-либо необычайнаго. Въ данномъ случаѣ, такая жажда чудеснаго еще болѣе понятна.

Пока мы молоды, сильны, здоровы, намъ кажется, что иначе и быть не можетъ, и мы «что имѣемъ, не хранимъ». Но вотъ безжалостное время, остудивъ горячую кровь, начинаетъ бороздить морщинами наше лицо, серебрить наши виски раннею сѣдиной, а охлажденный житейскимъ опытомъ умъ — подводить итоги прошлаго. Ахъ, чего бы мы не отдали въ это время за одинъ, — только за одинъ! — день молодости и здоровья, юности, полной несбыточныхъ надеждъ, иллюзій, ошибокъ, промаховъ, глупостей, — безразсудной, но за то, — полной силъ и надеждъ, счастливой юности! И увы! нашъ умъ говоритъ, что это невозможно, что все былое кануло въ бездну вѣчности и не воротится никогда, никогда!

Никогда! — какое ужасное слово даже для нашего охлажденнаго житейскимъ опытомъ, даже для нашего озлобленнаго людскою неправдой ума! И вотъ невольно возникаетъ желаніе устранить это ужасное никогда. Да такъ ли? — А можетъ быть…

Что такія чувства вполнѣ естественны, это доказываетъ недавній примѣръ «Фауста нашего времени», — Браунъ-Секара. Этотъ знаменитый ученый, на закатѣ дней своихъ, минувшимъ лѣтомъ, въ Парижѣ заявилъ, что онъ нашелъ средство возвращать молодость старикамъ, подкожно впрыснувъ имъ извѣстнымъ образомъ приготовленную эмульсію изъ яичекъ морской свинки. Опыты съ этимъ впрыскиваніемъ производятся въ разныхъ странахъ и до сихъ поръ; многіе ученые врачи отнеслись къ дѣлу вполнѣ серьезно. Пока результаты опытовъ неблагопріятны, — способъ Браунъ-Секара не возвращаетъ молодости.

Но знаменателенъ тотъ фактъ, что славный ученый занялся подобнымъ вопросомъ, и что масса врачей во всѣхъ странахъ бросились провѣрять его выводы.

Возвратить молодость — это ужъ слишкомъ трудная задача. Читатели, естественно, спросятъ: но если даже такую задачу берутъ на себя свѣтила науки, то нельзя-ли думать, что возможно рѣшеніе болѣе скромныхъ задачъ, напр. о продленіи жизни? Считать ли такія мечты неосуществимыми, или же допустить возможность ихъ осуществленія, хотя бы въ будущемъ? Нельзя ли жить какъ-нибудь иначе, а не такъ, какъ нынѣ? Постараюсь, по мѣрѣ силъ, отвѣтить на эти вопросы.

Невольно напрашивается сравненіе нѣкоторыхъ явленій въ жизни человѣка и животныхъ.

Выше мы сказали, что чѣмъ умѣреннѣе тратится жизненный капиталъ, тѣмъ продолжительнѣе жизнь человѣка. Но при обычныхъ условіяхъ, все-таки есть извѣстный предѣлъ, за которымъ и бережливость будетъ уже не полезною, а вредною. Нашъ организмъ требуетъ расходовъ, но нельзя ли понизить существующій нынѣ ихъ minimum?

Примѣръ такого чрезвычайнаго сокращенія расходовъ организма давно уже извѣстенъ у животныхъ, подверженныхъ зимней спячкѣ. Ей подвержены весьма многія животныя самой разнообразной величины, теплокровныя и холоднокровныя, живущія въ холодномъ и жаркомъ климатахъ, большіе медвѣди и маленькіе сурки, огромные аллигаторы и маленькія змѣи, бѣлки, барсуки, бобры, тушканчики, ежи, летучія мыши, даже ласточки (какъ указано въ прошломъ году въ Парижѣ) и т. д. У всѣхъ ихъ жизненная дѣятельность почти совершенно прекращается на болѣе или менѣе продолжительное время, иногда на много мѣсяцевъ, но жизнь остается. Все время спячки они похожи на трупы, и иногда лишь съ трудомъ можно замѣтить въ нихъ слабые признаки жизни. Столько сильное животное, какъ медвѣдь, нѣсколько мѣсяцевъ не нуждается ни въ пищѣ, ни въ питьѣ, тогда какъ при обычномъ состояніи онъ неизбѣжно умеръ бы отъ голода въ сравнительно весьма короткое время.

Замѣчательно, что и у человѣка иногда бываетъ подобное же состояніе въ случаяхъ летаргіи и мнимой смерти, несомнѣнно и достовѣрно доказанныхъ. Въ медицинской литературѣ извѣстны случаи, когда такіе мнимо-умершіе оживали черезъ мѣсяцъ и болѣе, хотя за все время ихъ сна ихъ почти невозможно было отличить отъ умершихъ. Что такіе случаи даже не особо рѣдки, это доказывается обычно принимаемыми мѣрами при похоронахъ (по закону нельзя хоронить ранѣе третьяго дня) и ужасными случаями нахожденія похороненныхъ въ иномъ положеніи, а не въ томъ, въ какомъ они были положены въ гробъ.

Возможность измѣненія обычныхъ жизненныхъ нормъ у человѣка получила недавно еще новое доказательство. Весьма рѣдкіе люди могутъ остаться живыми, если ихъ лишить пищи на время около двухъ недѣль. Большинство помретъ гораздо ранѣе этого срока, и никто изъ обыкновенныхъ людей навѣрное не останется живъ послѣ трехнедѣльнаго лишенія пищи. Но въ 1882 году американскій докторъ Таннеръ произвелъ удивительный опытъ голоданія въ теченіе сорока дней; за нимъ наблюдала особая комиссія, и врядъ ли можетъ подлежать сомнѣнію, что дѣло было безъ обмана. За нимъ послѣдовали другіе опыты: Сукки, Мерлатти, Четти и т. д. Правда, послѣдніе постились не болѣе 30 дней, но и это срокъ абсолютно смертельный для обыкновенныхъ людей, и что всего удивительнѣе, — Сукки во время поста дозволялъ себѣ даже прогулки, а по окончаніи его, сразу отлично пообѣдалъ и не только не заболѣлъ, но чувствовалъ себя вполнѣ хорошо и снова вскорѣ повторилъ свой удивительный опытъ.

Не наводятъ ли такія факты на мысль о возможности для человѣка сократить расходъ своего жизненнаго запаса на столько, чтобъ его хватило, напр., на нѣсколько сотъ лѣтъ? Развѣ не заманчиво уснуть въ 1890 году и проснуться въ 1990, чтобы посмотрѣть на правнуковъ современнаго поколѣнія, прочесть бурную исторію цѣлаго столѣтія и дожить вѣкъ черезъ сто лѣтъ, или же и еще повторить опытъ на сто лѣтъ? Нельзя ли настолько привернуть «лампу жизни», чтобъ она лишь чуть-чуть теплилась, такъ чтобы черезъ сто лѣтъ снова могла ярко засвѣтиться при поворотѣ винта, имѣя достаточный запасъ освѣтительнаго матеріала?

Будетъ ли когда-либо рѣшена эта задача, Богъ вѣсть. Но уже и нынѣ извѣстны удивительные факты, засвидѣтельствованные почтенными людьми. Приведемъ здѣсь одинъ разказъ, со ссылками на источники.

Въ 1838 году секретарь индійскаго генералъ-губернатора Осборнъ, получивъ особое порученіе къ Лагорскому махараджѣ, Рунджитъ-Сингу, главѣ племени Сиковъ, произвелъ удивительный опытъ, описанный имъ въ книгѣ The Court and Camp of Runjeet Sing, by W. Osborne, London, 1840 (см. также Magazine pittoresque 1842 г., стр. 405 и статью г. Вариньи въ Revue Scientifique, 8 декабря 1888 года). Опытъ съ факиромъ былъ произведенъ въ присутствіи капитана Уода (Wade), англійскаго политическаго агента въ Лудьянѣ (Loodhiana), а также находившагося при махараджѣ францускаго генерала Вантюры (Ventura).

Предъ диковиннымъ опытомъ факиръ долгое время готовился неизвѣстнымъ образомъ, послѣ чего явился ко двору махараджи и заявилъ, что онъ готовъ для опыта. Факиръ залилъ воскомъ всѣ естественныя отверстія тѣла (уши, ноздри и т. д.), исключая лишь ротъ. Его раздѣли и положили въ полотняный мѣшокъ, послѣ чего заворотили языкъ назадъ въ глотку, какъ бы для ея закупорки. Факиръ вскорѣ погрузился какъ бы въ глубокую летаргію. Мѣшокъ былъ завязанъ, запечатанъ собственною печатью Рунджитъ-Синга и положенъ въ деревянный ящикъ, который заперли и точно также со всѣхъ сторонъ опечатали. Затѣмъ ящикъ былъ повѣшенъ на цѣпяхъ въ ямѣ, имѣвшей видъ погреба. На отверстіе погреба наложили тяжелый камень, засыпали его землей, посѣяли на землѣ ячмень и вокругъ поставили строжайшій караулъ.

Но махараджа былъ весьма подозрителенъ. Боясь, чтобы стражу не подкупили, въ теченіе шести мѣсяцевъ онъ два раза приказывалъ вскрывать склепъ, гдѣ висѣлъ факиръ, и каждый разъ находилъ его тамъ въ совершенно безжизненномъ видѣ. Наконецъ, только черезъ десять мѣсяцевъ было рѣшено возвратить факира къ жизни. Въ присутствіи капитана Уода (Wade) вскрыли склепъ, и капитанъ удостовѣряетъ, что у факира не было замѣтно ни малѣйшихъ признаковъ жизни, когда сорвали печати, отперли ящикъ и развязали мѣшокъ. Пульса и біеній сердца у факира совершенно нельзя было замѣтить: это былъ, повидимому, безжизненный трупъ. Все тѣло факира было холодно, какъ ледъ, и только голова была нѣсколько тепла. Прежде всего факиру поправили языкъ, затѣмъ раздѣли и начали поливать его тѣло теплою водой. Черезъ нѣсколько минутъ онъ открылъ глаза и сталъ дышать, а черезъ два часа былъ уже совершенно въ нормальномъ состояніи, какъ будто послѣдніе десять мѣсяцевъ провелъ не въ склепѣ, а среди людей, въ обычныхъ условіяхъ.

Этому факиру было 30 лѣтъ. Онъ заявилъ по окончаніи опыта, что все время онъ видѣлъ пріятные сны и что возвращеніе къ жизни для него было даже непріятно. Во время сна его волосы и ногти перестали расти. Въ первое время по возвращеніи къ жизни онъ казался нѣсколько удивленнымъ, какъ бы оглушеннымъ, но очень скоро оправился. Затѣмъ факиръ заявилъ, что онъ всего болѣе боялся червей и другихъ насѣкомыхъ, которыя могли добраться до него съѣсть его заживо. Именно вслѣдствіе этого опасенія онъ и велѣлъ повѣсить ящикъ въ склепѣ, а не класть на землю.

Генералъ Вантюра, вскорѣ послѣ этого прибывшій въ Парижъ, вполнѣ подтвердилъ справдливость сообщенія В. Осборна.

Другой такой-же опытъ былъ сдѣланъ въ присутствіи другаго члена англійской миссіи, Макъ-Грегора. Одинъ факиръ явился въ Лагоръ къ Рунджитъ-Сингу и заявилъ, что онъ можетъ прожить долгое время безъ пищи и питья. Рунджитъ-Сингъ не повѣрилъ и потребовалъ, чтобы былъ произведенъ опытъ. Индуса-факира заперли въ большой сундукъ, который положили въ погребъ изолированнаго дома, окруженнаго каменными стѣнами. Входныя ворота заперли и запечатали, а вокругъ стѣнъ былъ приставленъ строжайшій караулъ, смѣнявшійся 40 дней и 40 ночей. По истеченіи этого времени махараджа лично явился для вскрытія сундука, въ присутствіи генерала Вантюра, капитана Уода и Макъ-Грегора.

Факиръ оказался въ сидячемъ положеніи; его руки были вытянуты вдоль тѣла; ноги скрещены. Пульсъ и біенія сердца были неощутимы совершенно. Когда вѣки были подняты, глаза оказались тусклыми, какъ у мертвеца. Прежде всего факиру поправили завороченный назадъ языкъ; затѣмъ вынули восковой тампонъ изъ одной ноздри и стали лить на темя теплую воду и растирать все тѣло; вскорѣ факиръ вздохнулъ; появился пульсъ, и факиръ очнулся. Онъ былъ весьма слабъ, такъ что когда попробовалъ произнесть нѣсколько словъ, то не могъ. Но это скоро прошло и факиръ вполнѣ оправился; успѣхъ опыта сопровождался, по приказанію махараджи, залпомъ артиллерійскихъ орудій. Затѣмъ факиръ утверждалъ, что всѣ сорокъ дней его дыханіе было совершенно (!) прекращено.

Вѣрить, или не вѣрить этимъ удивительнымъ разказамъ? Нѣтъ сомнѣнія въ добросовѣстности махараджи и другихъ свидѣтелей. Но не были-ли введены въ обманъ какимъ-нибудь ловкимъ фокусомъ, не были-ли жертвами мистификаціи, устроенной друзьями факировъ? Здѣсь является весьма страннымъ тотъ удостовѣренный фактъ, что у факировъ, во время окончанія ихъ опыта, не было возможно замѣтить ни дыханія, ни пулься, ни біенія сердца; затѣмъ у нихъ была весьма необыкновенная температура тѣла, мутные глаза и т. д. Между тѣмъ, мы не можемъ искуственно ни замедлить число сокращеній сердца, ни прервать дыханіе, ни понизить температуру своего тѣла, ни сдѣлать глаза мутными, какъ у мертвеца. Если даже допустить возможность обмана, послѣднія явленія все-таки остаются непонятными и необъяснимыми для насъ.

Но въ самомъ дѣлѣ, нельзя-ли допустить для человѣка возможность существованія при отличныхъ отъ настоящихъ условіяхъ?

Быть-можетъ возможны иныя, до сихъ поръ еще неизвѣстныя намъ, условія роста и питанія человѣка? Такое предположеніе кажется невѣроятнымъ сначала, но въ томъ-то и бѣда, что при настоящемъ состояніи нашихъ знаній мы еще весьма трудно различаемъ границу между вѣроятнымъ и невѣроятнымъ.

Если бы двѣсти лѣтъ назадъ сказать, что можно перевозить товары и людей съ быстротой 60 верстъ въ часъ, что можно сообщать мгновенно все, что́ угодно, за 10 000 верстъ, что можно переговариваться за 100 и болѣе верстъ, — развѣ не сочли бы говорящаго за сумашедшаго, или за колдуна, или за лжеца? А межъ тѣмъ эти и многія иныя диковинки, совершенно невѣроятныя для нашихъ предковъ, — для насъ вполнѣ понятны и обычны.

Мало-ли, «секретовъ», наблюдаемыхъ нами ежечасно и ежеминутно, но совершенно необъяснимыхъ для насъ? Развѣ вся наша жизнь не есть тайна? Развѣ не удивительно, какъ изъ невидимого простымъ глазомъ яичка развивается человѣкъ? Мы думаемъ; въ основѣ, — говорятъ одни, — лежатъ химическо-механическіе процессы въ мозгу. Но какимъ образомъ измѣненія вещества переходятъ въ умственную работу? Другіе говорятъ, что химическо-механическіе процессы мозга составляютъ лишь послѣдствіе умственной, духовной дѣятельности. И опять связь между этими двумя явленіями для насъ остается тайной. Мы знаемъ, что небесная механика зависитъ отъ закона тяготѣнія; а что́ такое законъ тяготѣнія по существу? Почему матерія взаимно притягивается, а не отталкивается, чему мы видимъ и примѣры, напр. въ электричествѣ? Но такихъ вопросовъ нѣсть числа. До настоящаго времени конечнымъ результатомъ всѣхъ усилій нашего ума неизбѣжно служитъ вопросительный знакъ. Мы послѣдовательно объясняемъ цѣлый рядъ явленій вполнѣ ясными доводами и причинами; но въ концѣ концовъ неизбѣжно приходимъ къ причинѣ, которую можемъ не объяснить, а лишь удостовѣрить, что она есть, — т. е. вѣрить въ ея существованіе…

Итакъ, мы не можемъ отрицать, что есть, могутъ и должны быть непостижимыя для нашего ума явленія. Мы сводимъ все дѣло, поэтому, прежде всего лишь къ удостовѣренію такихъ явленій. Пока мы думаемъ, что намъ извѣстно все, мы круглые невѣжды; если мы скажемъ, что не желаемъ признавать того, чего не можемъ объяснить, мы будемъ еще бо́льшими невѣждами, неисправимыми тупицами, неспособными къ совершенствованію. Ибо совершенствоваться можно лишь узнавая то, что было ранѣе неизвѣстно, объясняя то, что́ ранѣе было необъяснимо. Разъ удостовѣрясь въ самомъ существованіи непонятныхъ фактовъ, мы неизбѣжно будемъ работать умомъ и надъ ихъ объясненіемъ, а въ этой-то умственной работѣ и заключается прогрессъ науки.

Вмѣстѣ съ безконечнымъ разнообразіемъ формъ органическаго мира, мы встрѣчаемъ также и необычайное различіе въ продолжительности періодовъ, въ теченіе коихъ каждый организмъ совершаетъ полный циклъ жизни, — отъ нѣсколькихъ секундъ до нѣсколькихъ сотъ (а быть-можетъ и тысячъ) лѣтъ. «Рѣка временъ» топитъ «въ области забвенья» не только народы и царства: огромные міры, коими мы можемъ любоваться въ ясныя звѣздныя ночи, подвержены той же неизмѣнной участи, съ тою лишь разницей, что ихъ жизнь измѣряется не десятками, а милліонами и десятками милліоновъ лѣтъ. Это кажется вѣчностью для насъ; но выйдите въ тихую звѣздную ночь на чистое поле и взгляните на падающія звѣзды, — вы убѣдитесь, что даже милліоны лѣтъ все-таки не вѣчность. Придетъ пора, и наша Земля мелькнетъ яркою звѣздочкой на горизонтѣ отдаленныхъ, невѣдомыхъ, міровъ, жителямъ коихъ, можетъ быть, не придетъ и на мысль, что этимъ «блескомъ на секунду» кончается бурная исторія планеты и разумныхъ существъ, ее населявшихъ 1.

Какія грустныя вещи! быть-можетъ, скажутъ нѣкоторые изъ читатателей. Нѣтъ: мысль о смерти нисколько не страшна для естествоиспытателя. Смерть неизбѣжное условіе жизни, и не помираетъ только то, что́ не живетъ. Но каждая смерть служитъ началомъ новой, еще болѣе пышной, жизни, такъ же какъ и посѣянное въ землю сѣмя не оживаетъ, если не умретъ.

Das Alte stürzt; es ändert sich die Zeit, —
Und neues Leben blüht aus den Ruinen…
(Что старо, — рушится; а время все течетъ, —
И на развалинахъ жизнь новая цвѣтетъ).

Жаль, что нынѣ изученіе природы все болѣе пріобрѣтаетъ ремесленный характеръ: мы спускаемся въ невѣдомыя бездны безконечности, не взявъ съ собой факела, — удивительно ли, что въ темнотѣ нашему пониманію доступно лишь то, что́ мы можемъ ощупать руками? Какъ противно это низведеніе природовѣдѣнія лишь на служебную цѣль кормленія его адептовъ! При настоящемъ положеніи ничто такъ не убиваетъ духа, ничто не повергаетъ насъ въ такое безысходное отчаяніе, какъ изученіе естественныхъ наукъ. Многіе выводятъ изъ нихъ доказательство безцѣльности самаго нашего существованія, а въ этомъ случаѣ разумнѣйшій исходъ — самоубійство. Это неправда. Изучая природу, мы можемъ убѣдиться во-очію, какъ удивительно разумно устроено все въ мірѣ, какъ чудесны всѣ проявленія жизни въ немъ, отъ жизни мельчайшей инфузоріи до жизни огромныхъ міровъ. Развѣ не нелѣпо допустить, что если все въ мірѣ разумно, даже неразумное, — то существованіе насъ, разумныхъ существъ, не имѣетъ ни смысла, ни цѣли? Именно естественныя науки и дѣлаютъ явною нелѣпостью подобный выводъ. Если бы мы не были слишкомъ близорукими и перестали изъ-за деревьевъ не видѣть лѣса, то именно эти науки стали бы не убивать, а возвышать нашъ духъ, не оподливать, а облагороживать наше сердце…

Жизнь въ природѣ.
Жизнь въ природѣ.
  1. Терминъ «падающія звѣзды» обыкновенно примѣняется къ метеоритамъ, сильно свѣтящимся при попаданіи въ атмосферу Земли отъ тренія о воздухъ. Однако, можно считать доказаннымъ, что такія звѣзды могутъ быть и въ огромномъ разстояніи отъ Земли. Въ 1572 году — астрономы замѣтили новую крупную звѣзду, которая, однако, по прошествіи нѣкотораго времени, стала меркнуть и, наконецъ, совсѣмъ исчезла; въ 1862 году, еще на памяти нынѣ живущаго поколѣнія, въ созвѣздіи Короны появилась тоже крупная звѣзда, которую постигла та же участь; сравнительно недавно — въ 1877 году — то же явленіе наблюдалось въ созвѣздіи Лебедь. Явленія эти правдоподобнѣе всего объяснять столкновеніемъ небесныхъ тѣлъ. Другое доказательство возможности коллизіи видно въ паденіи на нашу планету множества метеоритовъ, такъ-называемыхъ аэролитовъ, и если здѣсь не замѣчается столь большаго отдѣленія теплоты и свѣта, то это просто объясняется соотношеніемъ столкнувшихся тѣлъ: громадной сравнительно Земли и ничтожнаго метеорита. Во всякомъ случаѣ, теоретически возможность коллизіи, могущей привести къ гибели земнаго шара, вполнѣ доказана. Извѣстный ученый Локкіеръ создалъ на этомъ основаніи цѣлую теорію мірозданія. Професс. Моск. университета Ѳ. А. Бредихинъ, разбирая теорію коллизій въ міровомъ пространствѣ, справедливо оспариваетъ мнѣніе г. Локкіера о коллизіяхъ, какъ основѣ и причинѣ мірозданія. Но несомнѣнно, что коллизія Земли можетъ быть причиной ея гибели, и тогда наша Земля вспыхнула бы яркою звѣздой. (Рѣчь Ѳ. А. Бредихина въ годичномъ засѣданіи Императорскаго Общества Испытателей Природы, 3 октября 1889 г.)