О древнихъ календаряхъ

Александръ Яхонтовъ.

Въ «Житіяхъ Святыхъ» и во многихъ древнихъ церковныхъ исторіяхъ, а также и въ библіяхъ, писанныхъ на греческомъ, латинскомъ и славянскомъ языкахъ, встрѣчаются иногда счисленія по древнимъ календарямъ. Эти счисленія для нашего времени не обычны, а для многихъ читателей даже и совсѣмъ не понятны. Поэтому мы и рѣшили привести ниже нѣкоторыя объясненія на нихъ. Свои свѣдѣнія мы заимствуемъ изъ «Житій Святыхъ» святаго Димитрія, митрополита Ростовского, въ изданіи 1859 года.

Болѣе частое встрѣчается счисленіе по древнему Эллино-римскому календарю. Приведемъ нѣсколько примѣровъ.

Въ «Житіяхъ Святыхъ» св. Димитрія Ростовскаго‚ подъ девятымъ числомъ Марта мѣсяца, въ «страданіи святыхъ мученикъ четыредесяти, въ Севастіи Арменстѣй мученыхъ», заимствованномъ «у Метафраста 1 и Еводія — епископа Кесаріи — и прочіихъ» 2, пишется слѣдующее: «Яти быша святіи четыредесять мученицы на страданіе за Христа прежде четырехъ календъ Марта, сіесть, въ 26 день Февруаріа мѣсяца: предаша же душы своя Господу въ седмый ідосъ мартовъ, сіесть, въ девятое число Марта мѣсяца» 3. Въ «страданіи святаго священномученика Піонія, пресвитера Смирнскаго» 4 о времени его страданій пишется такъ: «Сія быша въ царство Декіево въ Смѵрнстѣмъ градѣ при анѳинатѣ Квинтиліанѣ, въ пятый ідосъ Мартовъ обычаемъ Римскимъ, Асійскимъ же въ седмый мѣсяцъ, (сіесть Марта мѣсяца, иже есть седмый отъ септемвріа), единодесятаго числа, въ субботу, въ часъ же десятый» 5. Въ «страданіи святаго священномученика Іринея, епископа Сирмійскаго», заимствованномъ «отъ рукописныхъ Греческихъ» и «отъ Великія Минеи Четьи, л. 1247» 6, написано: «Мученъ бысть рабъ Божій Іриней святый, епископъ Сирмійскій, въ седмый календъ Апрілліа (Марта въ 26 день)» 7. Подобнымъ же образомъ «житія» и многихъ другихъ святыхъ оканчиваются древнимъ Эллино-римскимъ календаремъ.

Древніе Эллино-римляне дѣлили каждый мѣсяцъ на три части: календы, ноны, иды.

Въ Божественномъ Писаніи календами называются новомѣсячія, или начала мѣсяцевъ. У Эллино-римлянъ же календы отъ слова «καλέω — созываю» означали «созваніе» или праздничное собраніе народа въ новый мѣсяцъ, потому что въ самыя календы, т. е. въ наше первое число какого-либо мѣсяца, главный жрецъ собиралъ на праздникъ народъ, возвѣщалъ ему, какія въ томъ мѣсяцъ имѣютъ совершаться языческимъ богамъ службы, наставлялъ народъ и о томъ, въ какой день и какое попеченіе надлежитъ ему имѣть объ общемъ благѣ; а простому некнижному народу жрецъ объяснялъ въ этотъ день, сколько въ извѣстномъ мѣсяцѣ нонъ, сколько идовъ, сколько дней календныхъ‚ предваряющихъ самые календы, которые имѣютъ быть въ первое число наступающаго мѣсяца.

Нонами назывались тѣ дни, въ которые, послѣ соборнаго празднованія календъ, подданные входили къ царю, поздравляли его, совѣтовались сообща о народныхъ дѣлахъ; тогда же и каждый въ отдѣльности излагалъ царю свои нужды. Названіе этихъ дней «нонами» эллино-римляне заимствовали у тускіановъ 8. У послѣднихъ былъ такой обычай. Въ каждый девятый день каждаго мѣсяца въ продолженіе всего года они приходили къ своему царю, поздравляли его и совѣтовались съ нимъ о своихъ нуждахъ. Такіе дни они называли «нонами», т. е. «девятинами». Впослѣдствіи же римляне, распространивъ свои владѣнія и въ Тускіи, заимствовали у ея жителей называть «нонами» и свои посѣщенія своихъ царей, каковыя опи совершали въ мѣсяцы: Мартъ, Май, Іюль, Октябрь — въ шесть дней, въ наши 2, 3, 4, 5, 6 и 7 числа этихъ мѣсяцевъ, въ другіе же мѣсяцы: Апрѣль, Іюнь, Августъ, Сентябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль — въ четыре дня, въ наши 2, 3, 4 и 5 числа. Называть эти дни «нонами» («девятинами») римляне имѣли основаніе еще и потому, что отъ «самыхъ нонъ» каждаго мѣсяца до «самыхъ идовъ» присчитывалось обыкновенно девять дней.

Идосъ означалъ предѣлъ или преполовеніе мѣсяца, потому что день «самыхъ идовъ» каждаго мѣсяца полагалъ предѣлъ мѣсяцу, и съ этого дня начинали по идамъ счислять дни календъ, предваряющихъ самый праздничный день календъ, имѣвшій праздноваться въ другомъ мѣсяцѣ перваго числа.

Порядокъ счисленія въ древнемъ Эллино-римскомъ календарѣ былъ такой. — Первый день каждаго мѣсяца назывался «самыми календами» того мѣсяца. Со втораго его числа шли «ноны» въ порядкѣ отъ послѣдняго къ первому, который назывался «самыми нонами» того мѣсяца. За нонами слѣдовали «иды», также отъ послѣдняго ида къ первому, который назывался «самыми идами» того мѣсяца. Отъ идовъ шелъ счетъ «календами» въ порядкѣ нонъ и идовъ — отъ послѣднихъ къ первымъ, онѣ назывались календами не текущаго мѣсяца, но слѣдующаго за нимъ, первый день котораго и назывался «самыми календами».

Для лучшаго памятованія о числѣ нонъ, идовъ и календъ каждаго мѣсяца, св. Димитрій Ростовскій приводитъ слѣдующее шестистишіе:

Шесть ноновъ Мартъ, Май, Іулій, Октоврій, имѣютъ.
Прочіимъ четыре: а всѣмъ ідовъ осмь довлѣютъ.
Іаннуарій, Августъ, Декемврій, календъ девятьнадесять.
Апріллій, Іуній, Септемврій, Ноемврій, осмьнадесять.
Мартъ, Май, Іулій, Октоврій, имѣютъ седмьнадесять.
Феѵруарій единъ календъ имѣетъ шестьнадесять. 9

Календарь Еврейскій большею частію встрѣчается въ Божественномъ Писаніи Ветхаго Завѣта. Въ книгѣ Нееміи читаемъ: «И бысть въ мѣсяцъ Нісанъ, лѣта двадесятаго Артаксеркса царя» и проч. 10. Еврейскій мѣсяцъ Нісанъ соотвѣтствуетъ нашему марту: такъ это и объяснено въ приведенномъ мѣстѣ въ новыхъ (изд. 1879 г.) славянскихъ библіяхъ, въ подстрочномъ примѣчаніи. Въ книгѣ Есѳирь: «паде жребій (объ истребленіи іудеевъ) на четвертыйнадесять день мѣсяца, иже есть Адаръ» 11. Въ приведенномъ мѣстѣ славянской Библіи названіе этого мѣсяца не объясняется въ отношеніи къ теперешнему пониманію. Еврейскій мѣсяцъ Адаръ соотвѣтствуетъ нашему Февралю. Въ книгѣ пророка Варуха: «сосуды храма Господня, изнесенные отъ храма, возвратити на землю Іудину, въ десятый день мѣсяца Сиванъ, сосуды сребряны, яже сотвори Седекія сынъ Іосіинъ царь Іудинъ» 12. Въ приведенномъ мѣстѣ славянской Библіи также не объясняется названіе мѣсяца. Сиванъ еврейскій соотвѣтствуетъ нашему Маю. Во второй книгѣ Маккавейской: «И зѣло рано возсташа въ пятый и двадесятый день мѣсяца девятаго: сей мѣсяцъ Хаслевъ, сто четыредесятъ осмаго лѣта» 13. «И устави Іуда и братья его, и весь соборъ Израилевъ, да празднуются дніе обновленія алтаря во времена своя на всяко лѣто дней осмь, отъ двадесятъ пятаго дне мѣсяца Хаслевъ съ веселіемъ и радостію» 14. И здѣсь не объясняется названіе мѣсяца. Впрочемъ, здѣсь не трудно догадаться, полагая за начало мѣсяцевъ первый мѣсяцъ мартъ. Хаслевъ названъ девятымъ (отъ Марта), слѣдовательно, онъ соотвѣтствуетъ нашему ноябрю.

  1. Метафрастъ‚ — извѣстный писатель «Житій Святыхъ». Подъ его именемъ извѣстно до 661 житія; имъ самимъ написано 122. См. Историческій очеркъ русскаго проповѣдничества, т. 1, стр. 355.

  2. Март. 9, л. 49 об.

  3. Март. 9, л. 52 об.

  4. Житіе его. Март. 11.

  5. Март. 11, л. 68. Такъ пишетъ Метафрастъ.

  6. Март. 26, л. 121.

  7. Март. 26, л. 122.

  8. «Тускія» (Тосканія) свое названіе получила отъ Туска, сына Геркулесова, который былъ первымъ царемъ въ Тускіи. Она находилась въ Италіи, издревле управлялась своими царями. По выраженію св. Димитрія, «Тускія страна есть изряднѣйшая земли Італійскія».

  9. «Житія Святыхъ». Мартов. четверть. «О календарѣ Эллино-римскомъ древнѣйшемъ», л. 177.

  10. Нееміи, гл. II, ст. 1.

  11. Есѳири, гл. III, ст. 7 (вторая половина стиха).

  12. Варуха, гл. I, ст. 8.

  13. II Маккав., гл. IV, ст. 52.

  14. II Маккав., гл. IV, ст. 59.