О древнихъ календаряхъ

Александръ Яхонтовъ.

По-гречески мѣсяцы называются у многихъ исторіографовъ. Евсевій, енископъ Палестинской Кесаріи, опредѣляя время страданій святаго мученика Амфіана, называетъ апрѣль мѣсяцъ по-гречески «Ксанѳикомъ». «Бѣ страданіе и скончаніе мученика святаго Амфіана во вторый день мѣсяца Ксанѳика гречески, римски же въ четвертый нонъ Апрілліа, въ пятокъ» 1. Также о святой мученицѣ Ѳеодосіи тотъ же Евсевій повѣствуетъ: «продолжившуся до пяти лѣтъ на пы (отъ нечестивыхъ идолопоклонниковъ) гоненію, мѣсяца Ксанѳика, во вторый день, иже есть четвертый нонъ Апрілліевыхъ, въ самый день воскресенія Господня праздникъ, дѣвица вѣрна и честна» 2 и пр. Греческое наименованіе мѣсяцевъ встрѣчается иногда и въ священныхъ книгахъ Ветхаго Завѣта. Такъ, во второй книгѣ Маккавейской читаемъ: «Приходящымъ же тридесятаго мѣсяца Ксанѳіка, дадимъ десницу безъ опасенія» 3. Тамъ же: «Здравствуйте. Лѣта сто четыредесять осмаго, Ксанѳіка (мѣсяца) пятагонадесять дне» 4. Въ той-же книгѣ и главѣ, нѣсколько выше, находимъ также греческое названіе другаго мѣсяца: «Здравствуйте. Лѣта сто четыредесять осмаго (мѣсяца) Діоскорінѳіа, дне двадесять четвертаго» 5. Греческій мѣсяцъ «Діоскоринѳій» или «Діосъ» соотвѣтствуетъ нашему Ноябрю.

Наконецъ, въ древнихъ историческихъ книгахъ встрѣчаются названія мѣсяцевъ даже по-египетски. Такъ, въ «Житіи преподобныя матере нашея Маріи Египетскія, списанномъ святѣйшимъ Софроніемъ, патріархомъ Іерусалимскимъ», говорится про авву Зосиму, что при главѣ ея онъ видѣлъ «изображенное писаніе на земли сіе»: «Погреби, авво Зосимо, на семъ мѣстѣ смиренныя Маріи тѣло, отдаждь переть персти: моли же Господа за мя преставльшуюся мѣсяца Фармуфіа Египетски, Римски же Апрілліа въ первый день, въ самую нощь спасительныя Христовы страсти» 6. «Житіе преподобнаго отца нашего Ѳеодора, ученика Пахоміева» разсказываетъ, что преподобный созналъ суету тлѣннаго сего міра, «совершающуся въ дому благочестивыхъ его родителей великому празднику мѣсяца Тѵва (Егѵпетски) во единодесятый день (сіесть Іаннуаріа въ шестый, въ оньже празднуется Богоявленіе Господне)» 7. Въ томъ же житіи, въ видѣ подстрочнаго примѣчанія 8, приводятся египетскія названія всѣхъ мѣсяцевъ; здѣсь же разъяснено и о томъ, что числа египетскихъ мѣсяцевъ съ нашими числами не сходятся.

Особеннаго вниманія предъ другими мѣсяцами заслуживаютъ мѣсяцы Мартъ и Сентябрь, по ихъ положенію и значенію въ исторіи мірозданія и рода человѣческаго.

Первый между мѣсяцами — Мартъ. Объ этомъ-то мѣсяцѣ Господь сказалъ Моисею и Аарону въ землѣ Египетской: «мѣсяцъ сей вамъ начало мѣсяцей, первый будетъ вамъ въ мѣсяцѣхъ лѣта» 9. Въ этомъ мѣсяцѣ Господь создалъ видимый міръ и его перваго обладателя — Адама, ради котораго Онъ насадилъ и рай на востокѣ, и ввелъ въ него Адама, и повелѣлъ ему обладать всею землею, звѣрями, и скотами, и гадами, и рыбами морскими, и птицами небесными. Въ этомъ мѣсяцѣ Господь установилъ для Израильтянъ законъ Пасхи въ Египтѣ и вывелъ ихъ изъ него. Въ этомъ мѣсяцѣ и самъ Единородный Сынъ Бога Отца сошелъ на землю, не переставая быть Богомъ, вселился въ утробѣ пренепорочныя Богоотроковицы Приснодѣвы Маріи, наитіемъ на Нее св. Духа при Архангеловомъ благовѣщеніи. Въ этомъ мѣсяцѣ Христосъ пострадалъ на крестѣ, былъ погребенъ, какъ смертный человѣкъ, и воскресъ со славою, какъ безсмертный. Въ этомъ мѣсяцѣ «содѣянъ» новый свѣтъ нашего спасенія… Вслѣдствіе чего, этотъ мѣсяцъ — начало мѣсяцевъ и годовъ, — первый, отъ перваго числа котораго получаютъ свое начало и «вси крузи солнечніи и лунніи, и вруцѣлѣто, и вісектосъ, и все теченіе лѣтнее, и равноденствіе составляется» 10.

Въ Ветхомъ Завѣтѣ Богъ далъ особое повелѣніе евреямъ праздновать мѣсяцъ Сентябрь. Объ этомъ въ Моисеевыхъ книгахъ такъ пишется: «рече Господь къ Моисею, глаголя: рцы сыномъ Израилевымъ, глаголя: мѣсяца седмаго, въ первый день мѣсяца, да будетъ вамъ покой, всякаго дѣла работня не сотворите во всѣхъ селеніяхъ вашихъ, и принесете всесожженіе Господу» 11. Какъ седьмой день Господь, по шестидневномъ твореніи міра, благословилъ, и освятилъ его, и относительно его празднованія далъ заповѣдъ 12, такъ и седьмой мѣсяцъ Онъ благословилъ, и освятилъ, и велѣлъ людямъ въ этотъ мѣсяцъ отдыхать отъ всѣхъ ихъ трудовъ: «мѣсяца седмаго сего», говорилъ Господь Моисею, «егда скончаете жита земли, да празднуете Господу» 13. Въ этомъ мѣсяцѣ, по преданію, ковчегъ Ноевъ остановился на горахъ Араратскихъ. Въ этомъ мѣсяцѣ Моисей сошелъ во второй разъ съ горы съ новыми скрижалями 14. Въ этомъ мѣсяцѣ въ полкахъ Израильскихъ начала созидаться скинія Господня 15. Въ этомъ мѣсяцѣ первосвященникъ Іудейскій входилъ во Святое Святыхъ 16. Этотъ мѣсяцъ назначенъ былъ для покаянія евреевъ и принесенія жертвъ «всесожженія» 17. Въ этомъ мѣсяцѣ освященъ былъ храмъ Соломоновъ 18. Въ этомъ мѣсяцѣ всѣ колѣна Израильскія собирались въ Іерусалимъ на праздникъ, по повелѣнію Господню: «суббота субботъ да будетъ вамъ седмый мѣсяцъ, и смирите душы ваша предъ Господемъ» 19. Отъ этого мѣсяца евреи начинали считать лѣта ветхозавѣтнаго «повелѣнія», простиравшагося на цѣлыя 50 лѣтъ. Господь повелѣлъ евреямъ, входившимъ въ землю обѣтованную, чтобы черезъ каждыя сорокъ лѣтъ «нарочито» праздновали годъ пятидесятый не только они сами и ихъ рабы, но волы, и ослы, и земля, о чемъ въ книгахъ Моисеевыхъ пишется такъ: «Возвѣстите трубнымъ гласомъ во всей земли вашей, и освятите лѣто, пятдесятоѣ лѣто и разгласите оставленіе на земли, всѣмъ живущимъ на ней, ни сѣяти, ниже жати будете, еже само произникнетъ на ней» 20 «и да не объемлеши освященныхъ (Богу) ея, но да ясти будутъ убогіи языка твоего: останки же да снѣдятъ звѣріе дивіи, тако да сотвориши винограду твоему и масличію твоему» 21. Эти 50 лѣтъ раздѣлялись у евреевъ на семь седьминъ и каждое седьмое лѣто называлось субботой и покоемъ. Господь такъ говорилъ своему народу чрезъ Моисея: «шесть лѣтъ да сѣеши ниву твою, и шесть лѣтъ да рѣжеши виноградъ твой, и собереши плодъ его. Въ седмое же лѣто суббота, покой да будетъ земли, суббота Господня: нивы твоя сѣяти, и винограда твоего рѣзати не будеши. Аще же речете: что ясти будемъ въ седмое лѣто сіе, аще не сѣемъ, ни собираемъ плодовъ своихъ? и послю благословеніе мое вамъ въ лѣто шестое, и умножу жита, и снѣсте ветхая ветхихъ» 22.

Что касается другихъ древнихъ народовъ, то они, не имѣя вѣрныхъ понятій о сотвореніи міра и представляя его вѣчнымъ, считали лѣта не отъ сотворенія міра, но отъ какихъ-либо важныхъ историческихъ событій: нѣкоторые — отъ начала Ассирійской, Мидійской и Персидской монархій, иные — отъ Олимпійскихъ празднествъ, римляне — отъ основанія Рима и пр. 23. А римскій кесарь Августъ, побѣдивъ Антонія и Клеопатру и сдѣлавшись единодержавнымъ, установилъ новое счисленіе лѣтъ, болѣе удобное для собиранія дани со всѣхъ странъ, — установилъ, такъ-называемый, «индиктіонъ», т. е. повелѣніе на 15 лѣтъ. Весь «индиктіонъ» онъ раздѣлилъ на три части по пяти лѣтъ въ каждой, чтобы въ теченіе всего пятнадцатилѣтняго круга три раза собирали дань въ каждое пятое лѣто. Каждыя пять лѣтъ назывались «люструмъ», т. е. «свѣтлое», потому что люди въ эти года, веселясь со свѣчами, отдавали дань. Раздѣленіе на 15 лѣтъ произошло отъ того, что въ первыя пять лѣтъ собирали желѣзо и мѣдь на скованіе мечей, копій, шлемовъ, панцырей и пр. воинскихъ оружій, во вторыя пять лѣтъ бралось серебро для жалованія войскамъ, въ послѣднія пять лѣтъ приносилось въ Римъ золото на украшеніе боговъ. Черезъ 15 лѣтъ кругъ дани снова повторялся, и называли то лѣто «новымъ лѣтомъ». Начало же его отъ 1-го Сентября было установлено потому, что въ то время Августъ побѣдилъ Антонія и Клеопатру и сдѣлался единодержавнымъ, и съ этого именно дня онъ установилъ индиктіонъ 24. Это было въ двѣнадцатомъ лѣтѣ царствованія Августа, за тридцать лѣтъ до Рождества Христова 25. Нѣкоторые думаютъ, что начало индиктіоновъ надо полагать отъ начала міра, съ перваго лѣта по его сотвореніи. Но это не вѣрно 26. Раньше времени Августа индиктіоновъ не было, отъ самаго начала міра до Августа о нихъ никто и не слыхалъ 27. — И христіанская церковь установила праздновать начало индиктіоновъ въ первый день Сентября, потому что въ этотъ именно мѣсяцъ и день, когда іудеи праздновали «новое лѣто», пришелъ Іисусъ въ Назаретъ, гдѣ былъ воспитанъ, вошелъ въ синагогу и проповѣдалъ бывшимъ въ ней «лѣто пріятно» 28. Установленъ же этотъ праздникъ святыми отцами на Никейскомъ соборѣ (первомъ вселенскомъ): когда Константинъ Великій, побѣдивъ Максентія, «просвѣтилъ вселенную свѣтомъ благочестія» и «свои Индиктіоны установилъ», тогда святые отцы повелѣли праздновать «новое лѣто», какъ начало свободы христіанской, въ первое число Сентября мѣсяца 29.

Приведемъ въ параллель названія мѣсяцевъ во всѣхъ четырехъ, вышеупомянутыхъ, календаряхъ. При этомъ надо замѣтить, что названіе мѣсяцевъ по-еврейски существуетъ двойное: одно — до плѣна Вавилонскаго, другое — послѣ этого плѣна.

 

По-римски

По-еврейски

 

По-гречески

По-египетски

 

 

До плѣна Вавилонскаго

Послѣ плѣна

 

 

1

Мар.

1-й

Нісса́нъ

Дѝстросъ

Фаменоѳъ (7-й)

2

Апр.

2-й

Ііа́ръ

Кса́нѳикосъ

Фарму̀ѳій (8-й)

3

Май

3-й

Сѝванъ

Артемисіо́съ

Пахопъ (9-й)

4

Іюнь

4-й

Тамузъ

Десіо́съ

Павнѝ (10-й)

5

Іюль

5-й

Авъ

Панемо́съ

Епіфі (11-й)

6

Авг.

6-й

Элулъ

Лоосъ

Мессѵри (12-й)

7

Сен.

7-й (Аѳанимъ)

Тисри

Горпеосъ

Ѳоѳѝ (1-й)

8

Окт.

8-й (Вулъ)

Мархесуанъ

Ѵперверетеосъ

Фаофѝ (2-й)

9

Ноябр.

9-й

Хаслевъ

Діосъ (Діоскоринѳъ)

Аѳѵръ (3-й)

10

Дек.

10-й

Тивифъ

Апеллеосъ

Хоакъ (хѵакъ) (4-й)

11

Янв.

11-й

Севатъ

Лѵдинеосъ

Тѵви (5-й)

12

Февр.

12-й

Адаръ

Перитіосъ

Мехиръ (6-й)

  1. Житіе и страданіе св. муч. Амфіана и брата его Едосія. Апр. 2, л. 9.

  2. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 177.

  3. II Маккав., гл. XI, ст. 30.

  4. II Маккав., гл. XI, стт. 33 и 38.

  5. II Маккав., гл. XI, ст. 21.

  6. Апр. 1, л. 7.

  7. Мая 16, л. 125 об.

  8. Мая 16, л. 128.

  9. Исход., гл. XII, ст. 2.

  10. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 1.

  11. Левит., гл. XXIII, стт. 24, 25.

  12. Исход., гл. XX, стт. 9, 10.

  13. Левит., гл. XXIII, ст. 10.

  14. Исход., гл. XXXIV, ст. 29.

  15. Исход., гл. XXXV.

  16. Левит., гл. XVI, ст. 34; Евр., гл. IX, стт. 3 и 7.

  17. Левит., гл. XXIII.

  18. III Царствъ, гл. VIII.

  19. Левит., гл. XXIII, ст. 32.

  20. Левит., гл. XXV, ст. 9–11.

  21. Исход., гл. XXIII, ст. 11.

  22. Левит., гл. XXV, стт. 8, 4, 20, 21.

  23. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об.

  24. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об.; срав. сентябр. четв., л. 1 об.

  25. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об.

  26. Житія Святыхъ. Сентябр. четв., л. 3, примѣчаніе св. Димитрія Ростов.

  27. Житія Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об. и сентябр. четв., л. 3, примѣчанія.

  28. Лук., гл. IV, стт. 16–19.

  29. Житія Святыхъ. Сентябр. четв., лл. 2–3. Мартов. четв., л. 1 об.