Новый музыкальный инструментъ «Митрофонъ» изобрѣтенія русскаго учителя начальной школы

Описываемое изобрѣтеніе представляетъ весьма большой интересъ по многимъ причинамъ. «Митрофонъ» представляетъ самъ по себѣ чрезвычайно оригинальное и полезное изобрѣтеніе; но не менѣе интересно и то обстоятельство, что изобрѣтатель — простой учитель начальной школы, не получившій формальнаго патента отъ консерваторіи; онъ и учился, и изобрѣталъ — самоучкой.

Рис. 1. Видъ ножнаго митрофона (съ педалями).
Рис. 1. Видъ ножнаго митрофона (съ педалями).

Устройство микрофона весьма просто и вполне понятно изъ прилагаемыхъ гравюръ. Инструментъ съ ножными педалями (рис. 1) есть видоизмѣненіе такой-же фисъ-гармоніи. Рис. 2-й изображаетъ ручной митрофонъ, отличающійся отъ русской гармоніи только особымъ расположеніемъ клавишъ, значительно упрощающимъ пользованіе инструментомъ.

Вотъ подробное описаніе ножнаго митрофона. Внизу на доскѣ установлены двѣ педали для управленія мѣхами. Въ серединѣ мѣховъ устроены пружины для набора воздуха, входящаго чрезъ боковыя отверстія, извнутри закрытыя лайкой. При нажатіи педалей, лайка закрываетъ отверстіе, и воздухъ идетъ по трубкѣ въ верхній ящикъ, гдѣ и производитъ желаемый звукъ, смотря по тому, какая клавиша нажата.

Рис. 2. Игра на ручномъ митрофонѣ.
Рис. 2. Игра на ручномъ митрофонѣ.

Верхній ящикъ покоится на четырехъ ножкахъ; клавіатура съ внутреннимъ устройствомъ прикрепляется къ ящику двумя винтами; клавиши находятся снаружи, а клапанчики съ внутреннимъ устройствомъ покрываются тонкою дощечкой.

Внутри ящика находится мѣдная планка съ 53 отверстіями и 53 язычками, издающими звукъ, смотря по ихъ длинѣ. На правой сторонѣ находятся короткіе язычки, а на лѣвой длинные. Каждая клавиша имѣетъ металлическій клапанчикъ, которымъ прикрывается отверстіе противъ язычка. Лишь только нажать клавишу, клапанчикъ откроетъ отверстіе, и воздухъ произведетъ желаемый звукъ. Подъ каждой клавишей находится пружинка, которая поднимаетъ клавишу тотчасъ-же по отнятіи пальца и клапанчикъ немедленно закрываетъ отверстіе. Звукъ длится все время, пока клавиша нажата, причемъ, при дѣйствіи двумя мѣхами, каждую ноту можно держать какое угодно количество времени. Силу звука (piano, forte и т. д.) можно увеличивать и уменьшать, смотря по силѣ нажатія мѣховъ ногами. Наконецъ, подъ верхней рамой, удерживающей колонки, находится передаточный мѣхъ съ предохранительнымъ клапаномъ, чрезъ который выходитъ излишній воздухъ.

Вотъ и все несложное устройство, что само по себѣ представляетъ огромное значеніе въ Россіи, не говоря уже о чрезвычайной дешевизнѣ (см. далѣе въ объявленіяхъ). Затѣмъ, въ случаѣ порчи, напр., американской фисгармоніи, этимъ дорогимъ инструментомъ нынѣ въ деревнѣ хоть печь топи, потому что даже въ губернскихъ городахъ рѣдко можно найти мастера, который взялся бы починить. А въ деревнѣ остается только поставить инструментъ въ сарай.

Митрофонъ имѣетъ то премущество, что всякій легко можетъ самъ не только вычистить его, по и поправить. Чистка производится такъ. Надобно отвинтить передніе и боковые винты и кисточкой вычистить пыль съ язычковъ; затѣмъ поставимъ устройство обратно въ ящикъ, нажимаемъ всѣ клапаны, — и воздухъ вытѣснитъ оставшуюся внутри пыль. Если язычки заржавѣютъ, и звукъ будетъ получаться нечистый, то поступаютъ такъ. Если язычекъ даетъ звукъ ниже, чѣмъ должно, то перочиннымъ ножичкомъ слѣдуетъ слегка почистить свободный конецъ язычка, чтобы получить звукъ выше. Наоборотъ, если требуется получить звукъ ниже, то надобно подчистить у корня язычка, около заклепокъ. Такимъ образомъ всякій, обладающій музыкальнымъ ухомъ, легко самъ подстроитъ фальшивящій митрофонъ.

Но всего интереснѣе устройство клавіатуры, давшей изобрѣтателю мысль назвать и самый инструментъ митрофонъ, что можно перевести (съ греческаго) чрезъ Звукострой. Задача была вотъ въ чемъ.

Нынѣ для начинающаго весьма трудно разобраться въ музыкальныхъ крючкахъ. Особенно трудно дается усвоеніе 24 тональностей. Многихъ учащихся повергаютъ въ ужасъ, напр., пять діэзовъ, или бемолей въ ключѣ, а въ начальныхъ школахъ нечего и думать, чтобы эту хитрую механику усвоили 9–10 лѣтніе крестьянскіе мальчуганы. И вотъ г. Митропольскій задумалъ расположить клавиши такъ, чтобы всякій легко могъ въ какія-нибудь сутки научиться вполнѣ точно разбирать ноты, въ какомъ угодно тонѣ.

Клавіатура митрофона имѣетъ 53 клавиши съ 80-ю мѣстами для постановки пальцевъ; клавиши расположены въ 2 ряда. Въ первомъ ряду находятся двѣ группы клавишъ, различныхъ по цвѣту. Группа бѣлыхъ, въ три клавиши, имѣетъ слѣдующія названія: крайняя налѣво до, направо крайняя ми, а въ срединѣ ре; группа эта на инструментѣ повторяется 5 разъ и имѣетъ тѣ-же названія. Четыре бѣлыя клавиши втораго ряда имѣютъ названія: фа, соль, ля, си; крайняя клавиша налѣво называется фа, а направо си, въ срединѣ лѣвая соль, и правая ля. 4 бѣлыя клавиши повторяются на клавіатурѣ четыре раза. Всѣ черныя клавиши особыхъ названій не имѣютъ, а называются именами бѣлыхъ клавишъ, лежащихъ по сосѣдству направо и налѣво, съ прибавленіемъ словъ діэзъ или бемоль. Діэзъ указываетъ на черную клавишу, лежащую направо отъ бѣлой, а бемоль на черную, находящуюся налѣво отъ бѣлой клавиши. За вторымъ рядомъ клавишь находится продолженіе перваго ряда съ выступомъ для постановки пальцевъ. Этотъ третій рядъ даетъ свободу пальцамъ, которые можно постоянно сохранить въ естественномъ положеніи. Если неудобно взять клавишу перваго ряда при игрѣ на второмъ, то легко ту-же клавишу взять въ третьемъ ряду. Третій рядъ клавишь есть точное повтореніе перваго, а потому особаго описанія и изученія не требуетъ. Чтобы исполнить мажорную гамму, нужно взять три клавиши одного ряда, 4 сосѣдняго и т. д. Такимъ образомъ пользуясь однѣми и тѣми-же нотами, безъ транспонировки, можно сыграть пьесу въ произвольномъ тонѣ, стоитъ лишь начать игру съ другой клавиши, или съ другаго ряда. Поэтому, переложивъ пьессы въ тонъ до-мажоръ, г. Митропольскій ихъ играетъ во всѣхъ тональностяхъ.

Рис. 3. Изобрѣтатель обучаетъ нотной системѣ восьми-лѣтняго крестьянскаго
мальчика.
Рис. 3. Изобрѣтатель обучаетъ нотной системѣ восьми-лѣтняго крестьянскаго мальчика.

Упрощеніе системы клавіатуры — вопросъ весьма важный и, какъ увидимъ далѣе, на него обращено серьезное вниманіе. Особенно важно это нововведеніе при обученіи музыкѣ въ низшихъ и среднихъ учебныхъ заведеніяхъ, а дешевая цѣна инструмента даетъ возможность пріобрѣтать его даже народнымъ школамъ. Практика показала, что 8–9 лѣтніе мальчуганы отлично разбираютъ ноты, впрочемъ, при помощи особаго изобрѣтенія – подвижныхъ нотъ съ пояснительнымъ кругомъ для транспонированія въ любой тональности. Линейка эта основана на слѣдующемъ. Какъ извѣстно, гамму можно уподобить лѣстницѣ, ступеньки которой отстоятъ одна отъ другой неравномѣрно. Это легко представить себѣ, сдѣлавъ лѣстницу, въ которой между всѣми ступенями по двѣ четверти разстоянія, а между 3 и 4 (ми-фа) и 7–8 (си—до) по одной четверти. Приставляя къ одной такой лѣстницѣ другую, съ такимъ же расположеніемъ ступенекъ, легко, при разныхъ взаимныхъ положеніяхъ, усвоить всю сущность тональностей. Проф. Московской консерваторіи Кашкинъ, между прочимъ, нарочно ѣздилъ въ Бологое для ознакомленія съ этою системой. Весьма интересны письма изобрѣтателя, въ коихъ онъ описываетъ свои злоключенія и опыты. Беремъ нѣкоторыя извлеченія.

Перепробовалъ я очень много пріемовъ по обученію пѣнію. И сейчасъ хранится нотная доска, длиной въ 9 аршинъ (!!), на которой я по вечерамъ писалъ мѣломъ ноты, а потомъ стиралъ и угощалъ учениковъ мѣловою пылью… Наконецъ‚ придумалъ, вмѣсто письма нотъ, одну металлическую ноту, повѣсилъ ее на шнурѣ и началъ передвигать ее по лѣсенкѣ‚ изучая подъемы и паденія звуковъ. Пою по лѣсенкѣ сначала и уясняю ученикамъ недостатки нотнаго стана, къ которому потомъ уже перехожу.

Весьма интересно также описаніе поѣздки въ Петербургъ:

Взявъ 12 мальчиковъ, я отправился съ ними въ Петербургъ… Это было Великимъ постомъ. Въ вагонѣ мужички встрѣтили насъ очень недружелюбно, даже гнали мальчиковъ, говоря: кто въ Великій постъ гармоньями занимается! Но какъ только мои пѣвуны заиграли духовныя пѣсни, тѣ-же мужички одѣляли ихъ гостинцами, а потомъ сами просили играть… Въ Петербургѣ остановились у В. И. Шемякина. Утромъ приходили кой-кто послушать насъ, а В. И. Главачъ, которому все очень понравилось, наградилъ всѣхъ мальчиковъ своимъ гимномъ за подписью. Часовъ въ 12 мы были у Оберъ-Прокурора Св. Сѵнода К. П. Побѣдоносцева, пѣли и играли до восьми пьесъ подъ управленіемъ 9-лѣтняго Сережи Соловьева. Супруга К. П. Побѣдоносцева такъ обласкала ребятишекъ, что они были внѣ себя отъ радости… Были и въ консерваторіи. Часа три бесѣдовали при полномъ собраніи. Одинъ профессоръ высказалъ даже мысль о награжденіи меня золотою медалью, но г. Рубинштейнъ былъ противъ. Какъ я узналъ, онъ выразился такъ: «Пусть научатся и такъ играть, какъ мы играемъ; медали даются за искусство, а изобрѣтеніе не есть искусство».

По нашему мнѣнію, въ данномъ случаѣ нашъ знаменитый піанистъ не правъ. Распространеніе музыкальнаго образованія въ массахъ, содѣйствіе этому дѣлу помощію изобрѣтеній есть заслуга именно искусству, и пожалуй, еще вопросъ, чья заслуга больше: того-ли, кто научитъ десятокъ скучающихъ барышенъ бренчать на рояли, — или трудъ сельскаго учителя, составляющаго хоръ изъ деревенскихъ мальчиковъ и вносящаго музыкальное образованіе и вкусъ въ простодушныя и чуткія души нашего музыкальнѣйшаго въ мірѣ народа. Слышать въ сельской церкви стройное пѣніе мальчиковъ, часто босоногихъ, право, пріятнѣе, чѣмъ брянчаніе этихъ барышенъ, отъ котораго обыкновенно слушатели не знаютъ, какъ и бѣжать…

Рис. 4. Учитель Дмитрій Алексѣевичъ Митропольскій.
Рис. 4. Учитель Дмитрій Алексѣевичъ Митропольскій.

Въ заключеніе приведемъ свѣдѣнія о самомъ самоучкѣ-изобрѣтателѣ.

Дмитрій Алексѣевичъ Митропольскій сынъ псаломщика села Польца, Бѣжецкаго уѣзда, Тверской губ. Родился 17 октября 1862 года. Учился сперва въ духовномъ училищѣ, потомъ въ семинаріи, а затѣмъ съ 1880 года посвятилъ себя обученію крестьянскихъ дѣтей. Въ Бологое онъ состоитъ учителемъ церковно-приходской начальной двухклассной школы съ 1884 года. Всѣ его изобрѣтенія уже одобрены Учебнымъ Комитетомъ при Св. Сѵнодѣ. Извлеченія изъ отзыва Комитета (копія съ коего намъ доставлено) будутъ помѣщены въ одномъ изъ слѣдующихъ №№ журнала.